Любимый город

Тема в разделе "А поговорить?", создана пользователем Врунгель, 07.01.10.

  1. Валерон

    Валерон

    Регистрация:
    14.04.11
    Сообщения:
    7.171
    Подземный Харьков или Тайны подземелья Харькова.

    Легенды подземного Харькова

    В середине ХІХ века во время пожара на Мордвиновском переулке на глазах у собравшейся толпы под землю провалился конный жандарм. Когда перепуганного человека вытащили из глубокой ямы, обнаружилось, что из нее идет тайный подземный лаз. Власти предложили двум приговоренным к смерти преступникам за помилование пройти по найденному ходу и найти, где он заканчивается. Три дня эти люди ходили по подземелью и наконец, взломав пол, вышли в церкви Святого Николая.

    Взяв еды, они снова спустились вниз и появились уже у дома губернатора, что стоял тогда на Екатеринославской. Потом снова ушли в подземелье, чтобы выйти на этот раз аж возле Холодногорской тюрьмы. О виденном в тайных ходах помилованные преступники говорили крайне мало и неохотно. Удалось узнать только, что в подземелье они нашли большой каменный столб, вокруг которого стояли двенадцать каменных стульев, а на столе лежала раскрытая книга с предсказаниями человеческих судеб...

    Харьковские катакомбы - одна из самых загадочных и удивительных страниц истории города. Сколько легенд, слухов, домыслов, горы исписанной по этому поводу литературы. Но странная вещь, со временем мрак становится только гуще. Более того, многие харьковчане убеждены, что подземные ходы - это не более чем красивая легенда. Ну что ж, пусть будет так. Но даже легенды имеют право на свою историю.

    Надо сказать, что слухи о тайных ходах под Харьковом никогда не умирали. Еще в начале прошлого века, когда кто-нибудь из харьковчан внезапно богател, народная молва приписывала это кладам, якобы лежащим в подземельях. Помнили горожане и о знаменитой Тайницкой башне Харьковской крепости, откуда, по преданию, ходы тянулись на десятки километров. Однако серьезно этим вопросом никто не занимался.

    Только в начале ХХ века, когда Харьков испытал строительный бум, на горожан обрушился поток невероятных открытий. При закладке фундаментов новых зданий строители нашли множество подземных ходов. Пащенковский пассаж, дом Жевержеева, Азовско-Донской и Земельный банки, дом Фреймана, Коммерческий клуб - сегодня эти названия мало что говорят рядовому харьковчанину, а тогда они были на слуху у каждого. Газеты "Южный край", "Утро" и другие издания из номера в номер печатали сенсационные сообщения о новых находках.

    Городской думой была создана специальная комиссия, которая установила, что ходы заканчиваются, в основном, тупиками и завалами. Тогда же были составлены первые планы обнаруженных подземелий. Дело дошло до того, что ходы начали искать с помощью вращающихся в руках металлических рамок, типа тех, какими пользуются нынешние экстрасенсы. Однако практиковавший этот способ поиска инженер Монтвид заломил такую цену за свои услуги, что комиссия быстро от них отказалась.

    Активные исследования прервала Первая мировая война. Потом революция, гражданская война. За кровавыми событиями той эпохи начало забываться даже то, что было ранее известно. В 20-е годы была сделана еще одна слабая попытка привлечь внимание общественности к судьбе бесценного памятника истории. Но дело закончилось лишь тем, что из подземелий выкурили огромное количество прятавшихся там беспризорников. А уже с 30-х годов любые попытки исследований катакомб прочно блокировались НКВД, имевшим к подземным ходам собственный интерес.
    С тех пор все, что касается данного вопроса, прочно покрыто завесой государственной тайны, а некоторые исследователи, пытавшиеся проникнуть под ее покров, погибли при загадочных обстоятельствах. Но обо всем по порядку.

    История исследования

    Что нам известно уже сегодня? Во-первых, харьковские подземные ходы подразделяются как бы на четыре временных уровня. Древнейшие - это примитивные пещеры, которые датируются, прошу обратить внимание, еще дохристианскими временами. В них обнаружены остатки языческих захоронений. Вторые прорыты в ХII-ХIII веках, что является косвенным подтверждением того, что наш город был основан значительно раньше, нежели это принято считать сегодня.

    Третий и наиболее активный период подземного строительства относится к петровской эпохе. Для защиты от шведов, татар и запорожцев были сооружены тайные подземные ходы к рекам, а также к лесам, прикрывавшим Харьков с северной стороны. Это для эвакуации жителей и вылазок в тыл врага. Любопытно, что ходы имели отличную акустику, и прятавшиеся в них люди прекрасно представляли, что происходило у них над головой. Кроме того, защитники харьковской крепости вырыли огромное количество ложных ходов, тупиков и ловушек, дабы запутать неприятеля, если он все же рискнет сунуться в катакомбы.

    И, наконец, подземное строительство советского периода. Например, подземный ход от здания НКВД на Совнаркомовской до площади Руднева, к штабу военного округа. Или подземный ход от бывшего обкома партии к станции метро "Университет". Имеются и другие, значительно большие подземные сооружения, но, в отличие от шефа украинских кагэбэшников Скрипальского, выболтавшего американцам государственные секреты, "Первая Столица" умеет хранить военную тайну.

    Вероятно, именно из-за слишком большой информированности о современных подземных оборонных сооружениях погибли несколько исследователей харьковских катакомб. Эти люди были из поколения мальчишек войны, которые своими глазами видели, как отступающие советские войска прятали в подземном ходе в парке им. Шевченко огромное количество химических снарядов. Возможно, они до сих пор находятся там.

    Когда отступали гитлеровцы, мальчишки видели, как неподалеку от бывшего Дворца пионеров немцы прятали в подземелье таинственные продолговатые ящики. И мальчишки знали, что, когда фашисты вновь ворвались в Харьков, горстка советских бойцов забаррикадировалась в Доме Красной армии, а потом, отбив очередной штурм, ушла через подземный ход.

    И уже став взрослыми мужчинами, эти люди продолжали нырять в подземелье, принося оттуда все новые и новые доказательства существования тайного города. Есть основание утверждать, что под центром города сохранился практически нетронутым огромный подземный лабиринт. Он сохранился, несмотря на бурное послевоенное строительство и невежество обывателей, уничтожающих следы подземных ходов. Легенды харьковских катакомб поведал сайт http://1stolitsa.kharkov.com

    Отважные спелеологи

    Это еще ничего, дальше будет страшнее. Мы как раз переходим к ужасным подземным тайнам, которые, оказывается, много лет уже скрывает Харьков. Катакомбы под городом, мистика, двенадцать каменных кресел и книга человеческих судеб. Тайны подземелий только начинают открываться благодаря любопытству и смелости таких людей, как Дмитрий Литвиненко. Он говорит, что подземелье - хорошая "замануха" для туристов и маньяков.

    Двор горисполкома - выход на улицу Квитки Основьяненко. Сегодня здесь строят высотный дом. Фундамент начали заливать в ноябре. Стандартная процедура. Забили вот эти круглые сваи, залили в них бетон. Проблемы начались, когда строители стали устанавливать крайнюю трубу. Бетон в трубу идет, а свая стоит пустая. Тратить неказенный бетон в пустую строители не стали. Пригласили спелеологов, людей которые занимаются исследованием пещер. На глубине семи метров бур спелеологов начал делать холостые обороты. Исследователи зачистили отверстие и спустились под землю.

    Триста лет назад здесь находился жилой район. У реки селились ремесленники и купцы. Харьковская крепость стояла на возвышении. В случае опасности жители прятались в крепости. Попасть туда можно была двумя способами - по земле и под землей.

    Андрей Ковалев, инженер - геолог: "Под каждым старым зданием был в старину вход в подземный город. Даже то место где мы сейчас стоим - мы находимся над пустотой. Вход вот здесь, в строительном техникуме. Отследить их с поверхности невозможно, город покрылся асфальтовым панцирем, он много раз перестраивался, множество котлованов, фундаментов, конечно же, разрушили старую систему ходов. Но мы можем отследить их существование по трещине на фасадах. То есть одной из причин деформации здания может быть существование подземного хода. Вот здесь, вот это здание, очень характерно заметно, как просел один фрагмент, как будто он стоит над пустотой. И самое яркое - фасад Успенского собора - здесь ширина раскрытия трещин до пятнадцати миллиметров и даже больше".

    Ответственная миссия Василия

    За этой дверью вход в подземный Харьков. Бомж Василий говорит, что его сюда ЖЭК специально определил, и ответственную миссию доверил - ребятишек в подвал не пускать. Что именно доверили сторожить, Василий знает смутно.

    Василий, бомж: "Это водопровод, водоснабжение двух домов, того дома и того дома. Глубина ила - восемьдесят сантиметров.

    Во время ливней вода практически заливает катакомбы - следы наводнений можно увидеть на стенах. Подземные ходы под старым оперным сохранились довольно хорошо, их протяженность около пятидесяти метров, два перекрестка. Сохранились даже арки, на которых в Петровские времени устанавливали светильники. Историки говорят, что именно Петр Первый во время войны со шведами приказал укрепить Харьковскую крепость и построить под городом катакомбы. Вот такой сталактит растет не меньше двух сотен лет. Еще одно доказательство древности подземелья - кирпичная кладка.

    Игорь Денисенко, историк: "На глаз - не двадцатый век точно. Скорее всего, конец восемнадцатого - начало девятнадцатого".

    Кирпичи длиннее современных, а кроме того, очень хрупкие - разбить такой кирпич ударом ладони может даже ребенок. Работать на глубине опасно. Практически через каждые двадцать метров завал, расчищать ход спелеологи не спешат. Говорят, что если землю убрать - может рухнуть весь свод.

    Юрий Иванов, спелеолог: На поверхности, видимо, провал был, а потом его утрамбовали. Упоминания были в тринадцатом году по поводу провалов в районе оперного театра. Тяга воздуха очень сильная, видимо, этот ход ведет к Успенскому собору.
    Ну и что с этим делать?
    Катакомбы существуют, новая проблема - как их использовать. Вариантов довольно много. Самый простой - уничтожить подземелье. На этой стройплощадке катакомбы залили бетоном. Строить дом на пустоте - опасно.

    Второй вариант предлагают спелеологи - туристический маршрут под Харьковом. Сначала только для профессионалов. Естественных пещер в этих краях нет, тренируются и соревнуются городские спелеологи сегодня под одним из мостов, в Сокольниках.

    Специальный туризм, дело, конечно, не самое прибыльное. Но спелеологи могут пройти завалы, создать карту подземелья, провести вентиляцию, а вот тогда можно и зарабатывать, пуская под Харьков обычных туристов.

    Михаил Рабинович, археолог: "Расчищается часть ходов, они освещаются вентилируются, но закрываются стеклом. И люди, которым это интересно, могут через стекло наблюдать это.

    Туристы! Вперед на поиски легенды! После спелеологов, конечно же...

    О виденном в тайных ходах помилованные преступники говорили крайне мало и неохотно. Удалось узнать только, что в подземелье они нашли большой каменный столб, вокруг которого стояли двенадцать каменных стульев, а на столе лежала раскрытая книга с предсказаниями человеческих судеб...

    http://tvoj.kharkov.ua/history/hst.php?r=6
     
  2. Реклама

    Реклама

    Регистрация:
    06.01.12
     
  3. Валерон

    Валерон

    Регистрация:
    14.04.11
    Сообщения:
    7.171
    ПОДЗЕМНЫЙ ХАРЬКОВ И ЕГО ОКРЕСТНОСТИ
    Памяти П. Романова – исследователя подземных ходов
    Эта статья основана в первую очередь на сообщениях харьковской прессы почти за 100-летний период времени (с 80-х г.г. 19 в. до наших дней). Особое значение среди этих публикаций имеют материалы «подземной комиссии» городской управы: описания, фотографии, чертежи, комментарии, относящиеся к 1913-1914 г. К числу источников по истории харьковских подземных ходов следует отнести письма Подготовительному комитету по организации
    XII археологического съезда от бывшего ректора Харьковского университета И. Щелкова и геолога, профессора университета М. Леваковского, которые помещены в «Ведомостях Харьковского императорского университета» за 1900 год с приложением небольшого, чертежа ходов под бывшим Гостинным двором и центром города, известным им, по большей части, из рассказов местных жителей.
    Некоторые сведения о местонахождении и происхождении подземных ходов под Харьковом и его окрестностями содержатся в известной монографии Д.И. Багалея и Д.Н. Миллера «История города Харькова за 250 лет его существования», а также ставшей библиографической редкостью брошюре В. Иволгина «Старый Харьков», изданной еще в 20-х г.г. нашего столетия. При изучении истории харьковских подземных ходов нельзя не обратиться к хранящемуся в ХГНБ им. B.C. Короленко фонду П. Романова. Архитектор по профессии, он был активистом областной организации Украинского общества охраны памятников истории и культуры.
    Он сумел не только накопить уникальный материал, но и предпринял попытку систематизировать все известные свидетельства о подземных ходах и составил примерную схему их расположения под центральной частью нашею города.
    Располагает автор и результатами, полученными недавними исследованиями харьковского лабиринта — например, В. Смоляги, сотрудника УкрвостокГИНТИЗa.
    Существуют источники и иного рода. Время от времени в самой старой части нашего города — в междуречье Лопани и Харькова — появляются провалы там, где когда-то проходили подземные ходы. На остатки подземных галерей наталкиваются при закладке фундаментов и прокладке подземных магистралей хозяйственного назначения.
    С большой осторожностью следует относиться к разного рода слухам и рассказам «знатоков». К примеру, вот уже не одно десятилетие на бытовом уровне утверждают, будто подземные галереи доходят до Куряжа. Однако кандидат геолого-минералогических наук В. Смоляга уверен, что в те времена, когда они строились, невозможна была подземная проходка таких масштабов, равно как и прокладка подземного хода под руслом реки Лопань (это касается и не менее распространенного слуха о подземном ходе с центра города на Холодную гору).
    Теперь несколько слов о терминологии. Для харьковских подземелий больше других подходит название катакомбы — запутанная сеть подземных сооружений искусственного происхождения. Эта сеть состоит из отдельных ходов или галерей (последнее обозначение часто употреблялось в сообщениях харьковской прессы, особенно дореволюционной поры).
    Кроме того, существует понятие пещеры – подземные пустоты ограниченных размеров или разветвленного лабиринта в верхних слоях земной коры, образовавшегося вследствие размыва и разрушения таких пород; как гипсы и известняки. Это определение подходит к некоторым подземным сооружениям, расположенным, правда, не в самом Харькове, а в его окрестностях.
    Можно сказать: подземные ходы существуют столько, сколько существует наш город, а, вероятно, и дольше. Как известно, харьковская крепость возникла на южной границе Российского государства во второй, половине 50-х гг. 17 века на месте древнею городища, укрепленного самой природой, — на скалистом мысе, омываемом куда более полноводными, чем сейчас, .Лопанью и Харьковом.
    Ее стены шли от нынешнего магазина «Медведик» вдоль площади Советской Украины до площади Розы Люксембург, пересекали и эту площадь и поворачивала к реке, по берегу Лопани доходили до Покровского монастыря. В одной из башен Тайницкой существовал подземный ход (там, где кончается корпус бывшего УЗПИ), который вел от крепости к реке. Однако, если верить донесению воеводы Льва Сытина царю Алексею Михайловичу (1668 г.), он содержался в очень плохом состоянии. Есть основания полагать, что этот ход вошел полустолетием позже в заново отстраиваемую систему подземных ходов Харькова.
    Как показывает практика, подземные ходы можно приспособить для чего угодно. Однако первоначально они, скорее всего, имели военное назначение и поэтому, об их существовании знал ограниченный круг лиц. В нашем случае секретность привела к тому, что когда ходы утратили прежнее значение, о них попросту забыли. Только в 19 веке с развитием городскою хозяйства и активным градостроительством их начали случайно находить и даже пытались изучать. Впрочем, без особого успеха, потому что чаще всего на какую-нибудь из галерей натыкался обыватель во время индивидуального строительства и долго думал, что предпринять, то ли доложить о ней начальству, то ли нет. В конце концов, приходил к «здравому» решению ничего не предпринимать, иначе строить запретят. Засыпал ход мусором, а частенько превращал ею в фундамент своего жилища. Так что любителям подземных прогулок придется подождать: полного представления о системе подземных сооружений под центром Харькова мы не имеем. Документы и, главное, планы, говорят, потерялись в недрах Чугуевского военного архива лет 100 назад. По все тем же непроверенным данным, уже после гражданской войны в конце 20-х гг. городские власти специально послали человека в Москву для того, чтобы найти планы подземных галерей и избежать опасности при строительных работах в новой столице Украины. Можно привести еще одну версию про участь архивных документов. В. Смоляга вспоминает, что уже в наше время, когда институт начал исследования уцелевших подземных ходов, в дело энергично вмешался КГБ и принудил прекратить работы. Вероятно, КГБ был прекрасно осведомлен о всех подземельях Харькова по долгу службы, но хранил молчание по поводу своей осведомленности, не допуская утечки информации. Чтобы придерживаться научной правды, автору пришлось ограничиться перечислением отдельных случаев, когда факт обнаружения подземного хода становился известным прессе, ученым или местной власти.

    Подземная лихорадка
    В начале 80-х гг. 19 века на Пасху разыскивая преступников, полиция натолкнулась на убежище, вероятно сделанное в одном из полуразрушенных подземных ходов Оно находилось рядом со зданием еврейской синагоги на ул. Пушкинской. На соседнем участке, принадлежащем Медицинскому обществу (теперь институт микробиологии) находился погреб размерами напоминавший обложенную кирпичом комнату. В углу этого «вестибюля» был широкий, арочный вход непосредственно в подземную галерею. Она вела к синагоге и имела ответвление на запад по направлению к пл. Советской Украины. К сожалению, кучи мусора и всякого хлама полностью загромоздили проход. Однако местные жители утверждали, что оно заканчивалось комнатой с остатками круглого стола посредине. Вдоль стен стояли столбы, к которым прикреплялись кандалы, повсюду виднелись кучи ржавого железа, некогда бывшего оружием.
    Над подземной комнатой росли тополя и корни одного из деревьев даже пробили ее своды, рядом бил родник. Дальше незастроенная местность на протяжении нескольких сот метров плавно понижалась до берега реки Харьков. В погребе сперва устроили кузницу, потом — винный склад. После революции в него сбрасывали мусор, а потом и вовсе забетонировали. Скорее всего, этот погреб и связанная с ним галерея представляли собой один из входов (выходов) в систему подземных сооружений Харькова.
    До конца 19 века было найдено еще несколько подземных ходов в основном по периметру бывшей Николаевской площади (теперь — пл. Советской Украины): под бывшим доходным домом г. Укше, рядом с факультетом физвоспитания педуниверситета им. Г.С. Сковороды, под нынешним универмагом «Детский мир», под домом на углу ул. Короленко и пер. Короленко напротив входа в библиотеку им. Короленко, под кукольным театром, автодорожным техникумом, под зданиями УкрНИИчермета и института культуры. Один из упоминавшихся выше краеведов — А. Леваковский — рассказал о находках во время строительных работ на территории комплекса Святопокровского монастыря. Первый ход вел со двора Исторического музея на пл. Советской Украины и обрывался на ул. Университетской напротив старого ломбарда.
    Но самый невероятный случай произошел в1894 г. на углу Николаевской площади и Николаевской улицы (совр. пл. Советской Украины и ул. Короленко) — в неожиданно образовавшемся провале едва не исчез… целый вагон конки.
    Дорожный мастер Гребенников проник через провал в галерею и прошел до фундамента кукольного театра, после чего вернулся на поверхность земли и энергично занялся засыпанием провала для возобновления движения конки.
    Как это часто случается в жизни, интерес к подземным ходам угас, находки тоже прекратились. Однако перед первой мировой войной наш достаточно большой и одновременно пристойно-провинциальный город охватила настоящая «подземная лихорадка».
    В мае 1913 года вдоль Пушкинской улицы прокладывались канализационные трубы. На глубине 2-3 мземлекопы натолкнулись на кладку. Несколько ударов киркой — и кирпич полетел вниз, открыв провал. Принесли лестницу, по которой работники спустились вниз и очутились в обложенной кирпичом подземной галерее. Пройдя по ней, увидели другую. В целом часть подземного Харькова под Пушкинской улицей напоминала по форме букву «П». Специально образованная комиссия осмотрела эти ходы и опасности для соседних построек не обнаружила. Исследовать ходы тоже не было никакой возможности, потому что они перерезались фундаментами домов. Обратив внимание на следы пребывания в подземельях воды в спокойном состоянии (толстый слой ила), комиссия распорядилась их засыпать.
    Акт осмотра был послан в строительный отдел Харьковского губернского правления, где он, вопреки обыкновенному стилю работы этой организации не затерялся. В начале июля 1913 года вышло распоряжение Харьковской городской управе за подписью губернатора с требованием исследовать подземные ходы для предотвращения несчастных случаев. Не посчитаться с этим документом управа просто не могла. Спешно была создана специальная комиссия «для исследования подземных ходов в городе Харькове» (в дальнейшем ее называли проще — «подземная комиссия»), в состав которой вошли компетентные и заинтересованные лица: городской инженер Кустерский, городские архитекторы Линник и Павловский, младший инженер строительного отдела губернского правления Степанов.
    Возглавил ее член городской управы, глава технического отделения управы Харманский, деятельность комиссии обеспечивали делопроизводитель технического отделения ииженер Евсеенко и фотограф-техник канализационного бюро Сафонов. Было решено также проводить исследования в археологическом отношении и предупредить ученых Харьковского университета.
    Местная пресса заинтересовалась деятельностью необычной комиссии. Благодаря публикациям жители Харькова в большинстве своем впервые узнали о подземных ходах в своем родном городе. Результаты подобной рекламы не замедлили сказаться. 3 августа комиссия выехала по заявлению владельца Фреймана о наличии в его дворе подземных ходов. Сразу нашлись свидетели, которые рассказали, как еще учась в гимназии несколько десятилетий назад забрались в погреб на месте усадьбы Фреймана и нашли там отверстие, которое вело в подземные галереи. Но туда не полезли, опасаясь заблудиться. Сам Фрейман обнаружил подземелье весной 1913 года во время закладки фундамента нового дома, однако, как и многие другие до и после него, шумихи не захотел. Осмотрев подземелье с дворником и помощником бухгалтера, он решил сделать из него помещение для котлов парового отопления, очистил от мусора и успел установить один из котлов. Теперь же Фрейман рассчитывал, возможно, извлечь из наличия подземных ходов в своей усадьбе дополнительную выгоду, привлечь к себе всеобщее внимание.
    По правде говоря, находка того стоила. С поверхности земли ход вел в настоящую подземную комнату, довольно значительную по своим размерам: до 4-х м в длину, до 3-х м в ширину и около 2-х м высотой. Комната была полностью обложена красным обожженным кирпичом общим весом в два раза большим, чем современный. Своды комнаты поддерживали три столба. Напротив входа чернело еще одно отверстие. Было ясно, что ход ведет во двор соседнего Коммерческого клуба (старый оперный театр по ул. Рымарской, 23). Три года назад там из строя вышла водопроводная труба и струя воды обрушила свод подземного хода. Эту своеобразную отдушину осматривал инженер Д.С. Черкес, известный строитель харьковской водопроводной системы. В конце концов ее на глубине1 мзабили досками и засыпали сверху землей.
     
  4. Валерон

    Валерон

    Регистрация:
    14.04.11
    Сообщения:
    7.171
    Центр под гостиным двором
    Само здание гостиного двора было построено в 1870 году и имело форму буквы «О» Двор почти в упор подходил к кафедральному Успенскому собору так что между ним и собором проходил лишь узенький Соборный переулок. Во время Великой Отечественной войны гостиный двор был полностью разрушен. На его месте появилась другая постройка известная харьковчанам по диетическому магазину (ныне универсам «Покровский», а вместо юго-западного угла двора напротив собора разбили сквер. Первыми подземелья под гостиным двором исследовали И.Щелков и А.Леваковский. Их усилиями были даже составлены схемы части подземных галерей но о них напрочь забыли, и в 1913 году изучение ходов под Гостиным двором приходилось начинать, как говорится «с нуля».
    Сперва комиссия осмотрела знаменитые в свое время пивные погреба Жевержеева на углу современных ул.Советской и Соборного переулка. Бывший владелец пивных к тому времени скончался, его наследники занялись банковскими операциями, а большая часть погребов перешла к владельцу магазинов на гостином дворе Щеклееву. Сразу же выяснилось, что винные погреба отчасти перекрыли старые галереи, а в той части, которая была открыта для осмотра, бурная деятельность старого владельца погребов отразилась на деталях интерьера. Поэтому, рассматривая при пламени свечей остатки досок, вбитые в стены гвозди, члены «подземной комиссии» не могли с уверенностью определить, сколько им лет несколько сотен или несколько десятков. И все-таки к течение часа пока длилась эта экскурсия члены комиссии наверняка получили незабываемые впечатления.
    1 сентября-была проведена съемка этой части подземного Харькова, и его схема стала более-менее ясной. В «щеклеевские подземелья», расположенные в юго-западном углу гостиного двора на перекрестке Соборного переулка и Университетской улицы, можно было попасть через погреб недавней постройки. Там находился вход типичной для харьковских подземных ходов арочной формы с 15 полустертыми каменными ступенями. Он выводил прямо в главную галерею длиной26 м. обложенную кирпичом. Один из служащих Щеклеева рассказал, как много лет назад во время ремонта находящегося напротив гостиного двора здания губернских присутственных мест (сейчас на его месте разбит сквер Вечной Славы) нашли отрезок подземного хода. Таким образом, галерея, начинавшаяся возле Успенского собора (теперь Дом камерной и органной музыки), должна была пересекать бывшую Соборную площадь и заканчиваться в районе бывшей Тайницкой башни Харьковской крепости возле самого берега реки Лопань. Слева от главной галереи были два ответвления -длиной 18 и20 м, связанные между собою 14-метровой галереей, почти полностью перестроенной Жевержеевым. Первое ответвление заканчивалось отдушиной возле боковой стены гостиного двора, а выход со второго (со стороны Успенского собора) был засыпан. Справа от главной галереи тоже имелись два ответвления длинной 14 и10 м. Их соединяла прямая 7-метровая галерея. Заканчивались оба глиняной стеной, поэтому, скорее всего, должны были иметь продолжение (думаю, они вели к Святопокровскому монастырю).
    24 августа комиссия продолжила свою работу осмотром мануфактурного магазина, принадлежавшего братьям Высочиным на северо-западном углу гостиного двора, где сейчас располагается универсам «Покровский». Со двора комиссия вошла в огромный погреб, а с погреба — в подземный ход. который выводил на Николаевскую площадь и там под прямым углом сворачивал к монастырю. Длиной он был всего8,5 ми обрывался стеной из глины. Под северо-восточным углом гостиного двора тоже существовал какой-то подземный ход. После революции там устроили венскую кондитерскую и этот ход был частично разрушен, а часть его приспособили под холодильник.
    В следующий раз «подземная комиссия» собралась 2 июля 1914 года. Ее председатель сообщил о выделении на исследовательские нужды в текущем году 740 руб. По предложению проф Саввы было принято решение начать работы по дополнительному изучению «щеклеевских подземелий», чтобы, в частности, выяснить, куда ведут главная галерея и многочисленные ее ответвления. Но не успели взяться за работу, как пришло известие о начале войны с Германией и Австро-Венгрией. Естественно, что о ходах забыли, а от комиссии по их изучению в архивах остались второстепенные документы, вроде «покорного прошения» городской управы господину начальнику почтово-телеграфного округа в случае выявления во время производства подземных работ каких-нибудь признаков подземных ходов извещать об этом как можно скорее комиссию (ф». 45. оп. 2. Т. 6. д. N1669. л. 78).
     
  5. Валерон

    Валерон

    Регистрация:
    14.04.11
    Сообщения:
    7.171
    Бетонная пломба от истории
    В советское время подземелья практически не привлекали ничьего внимания. В Харькове, провозглашенном столицей Украины, проводилось в широких масштабах жилищное строительство, огромный размах приобрела прокладка подземных коммуникаций. Все это приводило к окончательному разрушению тех катакомб, что уцелели.
    Подземный Харьков вновь оповестил о себе в начале Великой Отечественной войны. Случилось это в разгар лета в городском саду им. Т. Г. Шевченко, недалеко oт места, где сейчас построен новый оперный театр. После ливня там появился провал, ведущий в подземную галерею. Первой, как водится, прибыла на место происшествия милиция, затем под землей побывали археологи и специалисты местного музея. А потом работники парка вход в катакомбы засыпали, землю разровняли и вскоре, уже ничто о них не напоминало. Этот эпизод имел неожиданное продолжение. Когда началась война и фашистская авиация все чаще бомбила наш город, жители центральных улиц Харькова пряталисьв щелях, вырытых в городском саду. Однажды жителям Рымарской улицы и прилегающих к ней переулков объявили, что для них подготовлено прекрасное убежище, которое «не возьмет ни одна фугаска». Так подземелье во дворе Фреймана вновь послужило людям.
    Правда, после войны оно чуть не стало причиной большого несчастья. Вода постепенно накапливалась в подземелье, и это в конце-концов привело к разрушению фундамента одного из соседних домов. Грозная трещина разрезала его стену, предупреждая о катастрофе. К счастью, вовремя спохватились и помчались Рымарской улицей целые автоколонны, груженные гравием, песком и цементом. Под большим давлением бетонной пломбой залили подземные пустоты, навсегда скрыв их от истории.
    С началом строительства метро ожили слухи о подземельях и спрятанных там кладах. Когда же метростроители завершили проходку под центром города, то любители сенсаций были весьма разочарованы. Сокровищ не оказалось. А может, когда-нибудь и осуществятся эти радужные мечтания?
    Наконец, в фонде П.Романова сохраняются планы подземных катакомб под не существующим ныне комплексом зданий в центре пл. Советском Украины. Когда-то их построил известный харьковский купец Пащенко-Тяпкин. Позже в них размещались полицейская часть, гостиница «Астраханская» и Дворянское собрание. Напротив, рядом с Историческим музеем, высился Пассаж того же Пащенко -Тяпкина, где тоже находили какие-то подземные проходы а самом начале XX ст. Судьба этих зданий была трагической — они были полностью разрушены во время войны и не реконструировались.
     
  6. Валерон

    Валерон

    Регистрация:
    14.04.11
    Сообщения:
    7.171
    Кто, когда, зачем?..
    Естественно, читателей интересует вопрос, с какой целью, кем и когда были построены харьковские катакомбы. ведь люди не могут оставаться равнодушными к тому, что волнует столько лет. Увы, в схеме действительно существовавших галерей остается огромное количество «белых пятен», поэтому хватает мифов и полету фантазии нет конца.
    Не выдерживает критики утверждение что ходы были построены в коммерческих целях частными лицами. Это слишком дорого да и к чему копать несколько километровых галерей, когда можно обойтись куда более скромными по размеру подземными хранилищами. Далее, подобного строительства никто не позволил бы и оно не могло никак пройти незамеченным ни со стороны властей, ни укрыться от глаз харьковчан. Правда, в нескольких случаях мы встречаем рядом подземный ход и подвал. Но скорее всего, именно подвал строили по образцу уже существовавшего подземного хода и таким образом последний приспосабливался под хозяйственные нужды.
    Д.И. Багалей и Д.П. Миллер в своей книге приводят мнение, что ходы возникли во II пол. 17 ст. в неспокойный период для того, чтобы население могло укрываться в них от татарских набегов. Но при этом оговариваются: катакомбы могли быть построены и позднее.
    Эта оговорка очень важна. Речь, идето Северной войне. В 1708-1709 гг., когда шведы пытались через Слобожанщину вторгнуться на территорию России, Петр I сам посетил наши места и приказал укрепить город. Обновили и расширили старую крепость 17 ст. и впереди крепостных стен дополнительно построили полевые укрепления. Именно тогда «стихийно» возникшие подземные ходы превратились в единую систему обложенных кирпичом галерей. В них могли прятаться от обстрелов женщины и дети, солдаты. Пользуясь подземными ходами, можно было тайно покидать город. В дальнейшем ходы должны были служить идеальным местом для военных складов и тюрем. В пользу этой гипотезы выдвигаются два главных аргумента:
    - все ходы ведут к рекам,
    - подземный город расположен как раз в пределах крепостных укреплений.
    Однако, есть одно веское «но» — Харьков укрепляли на скорую руку, материальные и людские ресурсы строителей были весьма ограниченными. Не лучше ли было сконцентрировать все силы и средства на наземных сооружениях? Поэтому, принимая эти гипотезы во внимание, следует искать и другие ответы.
    И.Е. Саратов, председатель областного общества краеведов в своей публикации сообщает о существовании на этом месте славянского городища. Городище забросили, а подземные ходы остались, потому что у смельчаков, поселившихся на границе с воинственной степью не было крепостных, стен для защиты.
    Древние убежища были использованы на рубеже 17-18 ст. для усиления деревянного острога. Мы допускаем, что харьковская крепость на то время имела три подземных хода. Первый ход (А) начинался рядом или внутри Успенского собора и шел на Юго-запад, пересекал современнее Университетскую улицу и сквер Вечной Славы и через Тайницкую башню (бывш. корпус. УЗПИ) выходил к Лопани.
    Ход Б начинался как правое ответвление хода А, проходил Университетской улицей через пассаж Пащенко-Тряпкина до Святопокровского.монастыря. Заканчивался он за пределами монастыря тоже рядом с Лопанью. На месте выхода стояла деревянная криница. Потом она высохла, а значительная часть хода, остававшаяся неповрежденной после Великой Отечественной войны была превращена в теплотрассу.
    Менее уверенно можно говорить о ходе В. Он начинался, по-видимому, тоже в ходе А, как его левое ответвление, проходил под собором, через пристройку к Городскому дому (там еще недавно был магазин «Искусство», а сам Городской дом, т. е. здание городской управы было разрушено в годы войны и заменено другой постройкой в духа сталинского монументализма). Затем ход пересекал старую Николаевскую площадь (ныне па Советской Украины), и, проходя параллельно Московскому проспекту, должен был заканчиватся где-то в районе моста через реку Харьков рядом с кинотеатром «Москва».
    Наверное, тремя указанными ходами ограничивались подземные сооружения харьковской крепости в конце 17 — нач. 18 вв. При Петре I они были реконструированы и обложены кирпичом. Тогда же, возможно, была построена система ходов (Г) — которая почти правильным четырехугольником охватила здание Гостиного двора и примерно половину совр. пл Советской Украины до здания старого ломбарда. Эта система двумя галереями соединялась с ходом Б, одна шла непосредственно от северо-западного угла Гостиного двора, где теперь расположен магазин «Покровский», другая пересекла Университетскую улицу рядом со старым ломбардом. В этомсвоеобразном кольце Г, наверное, имелся отдельный выход к реке Харьков. Он должен был начинаться где-то под современным магазином «Покровский» шел через «Детский мир» и Центральный лекторий и заканчивался там же, где и ход В возле моста рядом с кинотеатром «Москва».
    Весьма вероятно существование и кольца Д. Его строительство, вероятно, следует отнести к сер. 18 в. Во-первых, потому что оно построено за пределами харьковской крепости эпохи Петра I, а во-вторых, на возможном входе в кольцо, напротив не существующей ныне Николаевской церкви на перекрестке современных пл. Советской Украины и ул. Короленко были найдены две монеты именно этого периода Строительство кольца связано с работами по сооружению так называемой Украинской укрепленной линии из-за угрозы югу Российской империи со стороны Крыма и Турции. Разумеется, на месте кольца Д ходы могли возникнуть и раньше, но как составляющая часть всей системы харьковских катакомб оно появилось именно тогда.
    Как уже упоминалось выше, вход в кольцо был двухэтажным. Поэтому под магазином «Колбасы» напротив «Детского мира» начинались две магистральные галереи. Первая — Д1 – охватывала всю площадь Советской Украины вплоть до института культуры и там соединялась с кольцом Г. Вторая
    шла параллельно Пушкинской улице через еврейскую синагогу и институт микробиологии и там сворачивала к площади и под автотранспортным техникумом соединялась с галереей Д1. Выход из нее должен был находиться во дворе института микробиологии.
    Общая длина системы харьковских подземных ходов по расчетам П. Романова достигает5 км. На ее строительства утверждает он, пришлось потратить до 2 млн шт. кирпича, изготовленного на заводах в окрестностях нашего города. Проходят галереи на значительной глубин (до 9 м} Как поясняет В. Смоляга в вместе соединения Лопани и Харькова имеет своеобразную геологическую структуру, после черноземного слоя идет глина, а под ней — мягкий аллювиальный грунт — речные наносы ледникового периода в этом слое и прокладывались подземные ходы. Это, в определенной мере, объясняет запутанность харьковских катакомб. Пол в подвале был обычно глиняным, а потолок – сводистым, в ходах делались ниши для икон или складирования оружия и разных припасов. В высоту ходы достигали 2 метров, а в ширину 2-3 метров.
    Сегодня катакомбы не доступны для посещения, они разрушены и засыпаны. Было бы счастьем, если бы под центральной частью Харькова сохранилось хоть несколько неповрежденных участков.
    В любом случае не мешало бы провести небольшую конференцию, посвященную этой проблеме. А дальше в интересах науки и крепнущего бизнеса почему бы не возродить несколько участков подземных галерей, как это сделали в Киеве и Софии, открыть там тихое кафе, развернуть торговлю сувенирами… Согласитесь, от любопытных харьковчан и туристов отбоя не будет. Да и деньги, учитывая коммерческую основу проекта, могут найтись.
    В конце – несколько слов о подземельях, известных на территории Харьковщины.
    Недалеко от Русской Лозовой находились катакомбы, в которых в далеком прошлом прятались беглецы-каторжники, затем, в годы Великой Отечественной войны, размещались партизанские базы. В 70-х гг. нашего столетия их исследовали спелеологи. С неглубокого оврага ход вел до просторного подземного зала, от которого в разные стороны расходились галереи. Стены их были из материала темно-зеленого цвета глауконитового песчаника. По легенде, здесь добывали камень для строительства дороги Москва-Симферополь в правление Екатерины II (1763-1796). Затем в каменоломнях хозяйничали местные жители, расширившие площадь подземных коридоров. Сегодня эти подземелья облюбовали туристы-спелеологи, превратившие их в своеобразный подземный стадион для тренировок.
    В 17 ст. на высоком берегу р. Уды был построен на месте старого славянского городища Хорошевский монастырь. Последняя его постройка — Михайловская церковь, была разрушена в 1982 году. В народе о хорошевских подземельях, ходят целые легенды. Одна из них гласит, что в шести подземельях спрятаны золотые и серебряные монеты, драгоценная посуда, оружие, порох, походная казацкая церковь.
    В окружении лесов, на берегу реки в 1673 году был основан Куряжский монастырь. До революции он считался одним из центров религиозной жизни нашего края. С конца 19 века а нем проводилась реконструкция подземелий, очень похожих на пещеры Киевско-Печерской лавры. Они тянутся под горой, на которой стоит монастырь. Входная пещера уподножия горы обложена кирпичом. От нее на вершину почти 200 метров тянется узкий извилистый ход, пересекая на.своем пути несколько помещений со сводчатым потолком. Стены этих помещений украшены типичным для Слободской Украины орнаментом из цветов и виноградной лозы, который служил фоном для икон. Иконы в подземельях Куряжа написаны на железных листах или непосредственно на штукатурке. Первая пещера, вероятно, церковь, соединялась с алтарем двумя ходами. Посредине второй комнаты — алтаря — каменное возвышение. Над ним закреплена икона. Третье помещение — это вытянутая на8,5 м пещера, которая служила для общих собраний верующих.
    Перед революцией эти пещеры были открыты для осмотра, и они за счет посетителей весьма оживили монастырскую жизнь. Однако это длилось недолго.
    Эпилог
    Как видим, до сегодняшнего дня тайн в подземном Харькове остается больше, нежели найденных ответов. Одна из них о месте в общей системе ходов на Рымарской улице. Составляли ли они еще одно ее «кольце» — Е, которое начиналось на перекрестке ул. Рымарской и пл. Советской Украины, шло вдоль Рымарской до старого оперного театра, потом поворачивало на восток, пересекало Сумскую и Театральную пл., чтобы соединиться на Пушкинской ул. с «кольцом» Д? Пока вопрос остается открытым.

    http://podzemliu.kh.ua/article/kisliuk-podz-kharkov/
     
  7. Валерон

    Валерон

    Регистрация:
    14.04.11
    Сообщения:
    7.171
    Но это не все тайны Харьковского подземелья....
    Более подробная информация здесь :
    http://podzemliu.kh.ua/article/
     
    ChepCh и Vladimir0504 нравится это.
  8. Валерон

    Валерон

    Регистрация:
    14.04.11
    Сообщения:
    7.171
    Тайны Харьковского метрополитена.

    Все, что связано с метрополитеном, не может не интересовать харьковчан. Это не только самый надежный, быстрый, удобный вид городского транспорта, но еще и самый таинственный! О харьковской подземке ходит немало слухов и легенд: говорят, что существует метро-2, а под тоннелями - разнообразные огромные бункеры, подземные строения со всем необходимым для людей на случай ядерной войны, а еще якобы горожане время от времени видят призрак на "Советской". Об этом, а также о том, каким могло быть харьковское метро, наша десятка самых интересных фактов о харьковском метрополитене.

    1. Станция метро "Проспект Гагарина" изначально была "Левадой" с васильками на стенах.

    Метростроители хотели построить станцию "Левада" (ныне – "Проспект Гагарина") в этническом стиле. Народный умелец из-под Полтавы Петр Ганжа сделал керамический ковер из цветов для путевых стен. Прошли все инстанции рассмотрения – Киев, Москву, везде одобрили. Но в Харькове на обсуждении членов бюро обкома партии председатель облисполкома воскликнул: "Так в этом же орнаменте есть васильки, а мы с ними воюем на злаковых полях. Не годится!". И зарубили проект. Тогда же изменили название станции на "Проспект Гагарина" и заставили делать отделку в мраморе. Получилось плохо. Времени на переделку проекта уже не было – до сдачи станции оставалось всего полгода.



    [​IMG]

    Васильки не понравились членам обкома партии. "Левада" превратилась в "Проспект Гагарина".



    2. "Ботсад" не разрешили сделать в виде моста

    Алексеевская линия изначально проектировалась как наземная. Но к моменту, когда дело дошло до строительства, оказалось, что Харьков настолько разросся, что это уже невозможно. Метростроители хотели сделать наземным хотя бы "Ботанический сад". Разработали проект станции-моста. То есть поезд выходил бы из туннеля, проезжал над яром с деревьями, ручейком, озерами, а дальше снова въезжал бы под землю. Причем мост был бы двухъярусным: внизу – поезд, сверху – автомобильный поток. А когда окончательно рассматривали проект, начальник "Метростроя" сказал, что он против. Мол, если станция будет наземной, то в срок ее не пустят. Пришлось все кардинально менять.



    [​IMG]

    "Ботанический сад" должен был строится, как наземная станция-мост.



    3. На "Пушкинской" не достроили каменное окно с занавеской и пистолетом

    Многим харьковчанам нравится станция "Пушкинская". И это неудивительно, ведь ее создали женщины – Елена Незим и Елена Перепелица. Талантливые архитекторы попытались в камне отразить пышность и богатство времен Пушкина – балы, тяжелые портьеры на окнах, и у них это получилось как нельзя лучше.

    Правда, до конца задумку "Пушкинской" реализовать так и не удалось. Там, где сейчас стоит памятник Ярославу Мудрому, планировался необычный пьедестал, а на нем – окно, легкая занавеска, треплющаяся на ветру, вокруг разбросаны листочки со стихами, а на них – пистолет. Только этот последний аккорд архитектуры "Пушкинской" не утвердили.



    [​IMG]

    "Пушкинскую" "рисовали" женщины, но до конца проект так и не утвердили.



    4. Сводчатый потолок на станциях – изобретение харьковчан

    Несколько ноу-хау в проектировании станций метро были разработаны в Харькове. Например, именно у нас впервые появились сводчатые станции. Заводы не успевали сделать сборные конструкции, а ждать было некогда. Вот и решили перейти на железобетонный монолит. Создали по такому принципу "Центральный рынок", а дальше – "Спортивную", "Московский проспект", "Советской Армии". К тому времени завод уже наштамповал сборных изделий, и поэтому на Салтовской линии сводчатых станций практически нет.

    5. На "Пролетарской" - 100-метровый резервуар с водой

    Когда человек входит в метро, он видит только платформу и пути. Все остальное - служебная территория, на которую попадают только сотрудники предприятия. И среди внутренних помещений есть такие, которые до сих пор считаются объектами гражданской обороны, предусмотренными на случай ядерной войны, химической или биологической атаки. Подробная информация о том, где располагаются эти объекты, что в них находится, держится в тайне.

    Филипп Вороной, маркшейдер, который принимал участие в строительстве чуть ли не всех харьковских тоннелей, может многое рассказать об этих помещениях.

    - На улице Кирова есть объект гражданской обороны, он сделан так, что при ядерном взрыве люки автоматически захлопываются и люди могут жить там какое-то время, - рассказывает Филипп Алексеевич. - На Салтовской линии кое-где есть подобные объекты. Но больше всего их - на Холодногорско-Заводской линии. А на "Пролетарской" расположен 100-метровый резервуар с водой. Сейчас подобные объекты не строят из-за нехватки финансирования. Но это не значит, что они не нужны.



    [​IMG]

    Вот так начинали строить харьковское метро - в районе "Южного вокзала".



    6. Метро-2 в Харькове все же существует?

    Информацию о секретных подземных сооружениях давно собирают диггеры - люди, которые исследуют подземные ходы нашего города.

    - Одно из самых интересных помещений подземки - правительственный бункер для руководства города и области на станции метро "Университет" площадью 300-500 квадратных метров, - со знанием дела говорит диггер Сергей. - В него можно попасть по переходу прямо из обладминистрации. Кстати, сделан он был в те времена по последнему слову техники с бронированными 8-тонными дверями.

    Диггеры рассказывают еще об одном объекте - помещении под зданием управления метрополитена. Если спросить о существовании этого объекта сотрудника подземки, то ему не останется ничего другого, кроме как уйти от ответа. Сказать "да" - значит, открыть информацию под грифом "секретно". Сказать "нет" - соврать. Так что о правдивости этого мифа судить читателям:

    - Это объект № 1, - рассказывают легенды. - Объект занимает тысячи квадратных метров и имеет несколько этажей. Там находится кабинеты для начальников и руководителей, столовые, комнаты отдыха, рабочие кабинеты для военных, городских и областных властей. В этот бункер можно попасть из обладминистрации через метрополитен.



    [​IMG]

    Метрополитен - самый популярный вид городского транспорта в Харькове.



    7. Куда ведут закрытые двери на "Госпроме"

    На станции "Госпром" один из переходов на "Университет" закрыт стальными дверьми. У многих харьковчан по этому поводу не раз возникал закономерный вопрос: почему он всегда закрыт? А оказалось, что самого прохода там еще нет, но его можно построить.

    - Когда мы открывали "Госпром", надобности во втором переходе не было, да и сейчас нет. Но мы заложили возможность для его открытия, как только назреет такая необходимость, и будут деньги, - рассказали метростроители. - А пока что там только ступени и мостик через пути. За дверью фактически стена. То же самое - и на "Историческом музее" – в торце есть лесенка и только небольшой кусок тоннеля. Если бы мы этого не сделали тогда, то сейчас бы пришлось останавливать движение поездов, закрывать станции, а ведь это катастрофа для такого мегаполиса, как Харьков.

    8. Метрополитен выращивал на продажу грибы и рыбу

    В 1980-х и 1990-х годах метрополитен занимался весьма интересной подсобно-вспомагательной деятельностью.

    - "Пушкинская" - самая глубокая станция харьковского метрополитена. Высота подъема по вертикали около 30 метров. Технологический тоннель, оставшийся после пуска станции под землей, использовали как плацдарм для выращивания шампиньонов, - рассказывает экс-начальник электродепо "Салтовское" Дмитрий Лозовой. - Была создана структура, работающая на хозрасчете. Материал закупали по тем временам самый лучший - в Ленинграде. Процесс выглядел так. В электродепо на поверхности материал в специальных камерах проращивали. Ночью его грузили на дрезину и отвозили на "Пушкинскую". Секрет успеха круглогодичного урожая прост - зимой и летом одна температура воздуха.

    Кроме того, метрополитен разводил и выращивал речную рыбу в нескольких прудах Харькова. Однако, мода на эту деятельность прошла, бизнес требовал все больших затрат и более серьезного отношения.



    [​IMG]

    Станции со сводчатым потолком изобрели в Харькове с целью экономии.



    9. На "Советской" время от времени появляется призрак

    Любители мистики и городских легенд частенько вспоминают, что два депо нашего метро возвели на месте бывших кладбищ. Электродепо "Московское" находится там, где раньше был поселок Евгеньевка и поселковое кладбище, а электродепо "Салтовское" построено в пойме реки Харьков, между Журавлевской плотиной и улицей Академика Павлова, где когда-то тоже было захоронение. Мрачноватые байки, легенды и истории, связанные с "проклятыми местами", гуляют в народе, знают их и сотрудники метрополитена. В истинность многих легенд они не верят, но некоторые пересказывают с большим удовольствием.

    - На моей памяти было два похожих случая, - говорит Дмитрий Лозовой. - Один на Холодногорско-заводской линии на перегоне между станциями "Центральный рынок" и "Южный вокзал" и второй на Салтовской линии между "Пушкинской" и "Университетом". От пассажиров поступила информация о том, что человек прыгнул на путь и побежал в тоннель. В след мгновенно выслали работников милиции и службы пути. Но никого не нашли. Более того, когда просматривали записи с камер слежения, оказалось, что человека они не зафиксировали, а записали "нечто", похожее на теневую ауру в дымке.

    Есть еще одна мистическая байка о том, что если сфотографироваться на станции "Советская" во время прибытия поезда на пленку, то на фотографии будет отчетливо видна аура человека. Хотя проверить это непросто, ведь несанкционированная съемка в метро запрещена.

    10. Харьковское метро – одно из лучших в постсоветских странах

    Первая линия метро – Холодногорско-заводская – далась харьковским метростроителям тяжело, а вот Салтовскую сделали лучше и быстрее.

    – Когда Госкомиссия в 1986 году принимала вторую линию, ко мне подошел начальник "Главтранспроекта", который ведал всеми проектными организациями, и спрашивает: "Какой самый лучший метрополитен в Союзе?" Я сказал, что Минский (его только пустили). А он мне отвечает: "Нет, лучший – Харьковский". Но я и сам это знал, только свою работу хвалить негоже, – признается архитектор, который проектировал 27 станций Харьковского метрополитена, Владимир Спивачук. – На тот момент наш метрополитен был сделан на высочайшем техническом уровне – со всеми видами авторегулирования, пилотного ведения поездов (без машиниста). В Москве и Киеве этого нельзя было сделать, потому что станции старые.

    http://kh.vgorode.ua/news/transport_y_ynfrastruktura/83805/
     
  9. Yershtvoyoumedd

    Yershtvoyoumedd

    Регистрация:
    20.02.11
    Сообщения:
    2.383
    22 марта 2015г. сегодня немного побродил по городу: gggg 002.jpg В Харькове есть, где посмеяться gggg 003.jpg Но соседние здания не очень к этому располагают gggg 004.jpg и... морг gggg 005.jpg Как говорится, смеётся тот, кто смеётся последним. А раньше в здании Налоговой инспекции была гостинница и ресторан. Музкомедия и гостнница рядом с моргом! В сильную жару ещё бывает и запашок потягивает. Это же надо было додуматься коммунистическим боссам до такого. Но не будем о грустном. Вот всем известное веселое и бойкое место. Кто узнает главного героя, тот получит... gggg 006.jpg Очень нужная профессия в наше время и в наших краях и место, главное, выбрал удачное. gggg 010.jpg А это вид с Гончаровского моста gggg 011.jpg gggg 016.jpg gggg 012.jpg gggg 014.jpg gggg 015.jpg gggg 017.jpg Кстати, я здесь встретил наших. Они занимались своим любимым делом и были счастливы Копия gggg 011.jpg Рыба ловилась хорошо, её становилось всё больше и больше и Профессор начал предлагать её проезжающим автотуристам Копия gggg 015.jpg Приглашали и меня принять участие, но мне было некогда, надо было спешить к другому мосту, тем более, что проезжающие мимо всадницы, предложили подбросить. gggg 018.jpg Спасибо, девочки! gggg 019.jpg А это вид уже с другого моста, возле завода им, Шевченко gggg 021.jpg А вот и сам завод gggg 022.jpg gggg 023.jpg Всем мирного неба и интересных путешествий!
     
    Последнее редактирование: 22.03.15
    Karaart, sasha, Professor и 13 другим нравится это.
  10. Koroll777

    Koroll777

    Регистрация:
    17.12.13
    Сообщения:
    3.121
    Yershtvoyoumedd первое фото пожарка на плт. шляхе возле южд, вторая барахолка на центральном(сам не давно в первые был на ней, привет с 90хх) - по Вашим фото можно маршрут построить,)))
     
    sasha, Валерон и Yershtvoyoumedd нравится это.
  11. t@r@$

    t@r@$

    Регистрация:
    12.07.13
    Сообщения:
    2.164
    Вторая фотка - Харьковский академический театр музыкальной комедии. Находится на Карла Маркса. Далее - налоговая, а после Харьковское областное бюро судебно-медицинских экспертиз.
     
    Romario и Yershtvoyoumedd нравится это.